В психологии термин «самооценка» не совсем корректен. «Самооценка» не бывает в вакууме. Свою оценку себя мы базируем на оценке нас другими. Первично она формируется еще саду и школе, когда нас оценивают родители и учителя, рассказывая нам какие мы есть. Затем мы ищем подтверждения, пытаемся соответствовать или бунтуем. Более того, попади мы на необитаемый остров, где кроме нас никого нет, самооценка пропадет за не надобностью. Поэтому можно сделать вывод, что самооценка — это своего рода инструмент из жизни в обществе и существует только в контексте отношений в обществе.
Самооценка очень зависит от нашего окружения. Канонический пример про «если человека называть свиньей, он рано или поздно захрюкает» употребим здесь в качестве доказательства (это не научная статья)). Вы, наверняка, и сами не раз наблюдали, когда человек, попадая в среду, где делается акцент на его сильных сторонах, начинает сильнее верить в себя, развивает эту свою сторону, получает достижения (доказательства) и его самооценка растет, а человек начинает сиять. И наоборот, при хроническом пристыживании и обесценивании человек тухнет, теряет желание и инициативу, следом падают «результаты», подкрепляя летящую вниз самооценку.

Мы условно разделим самооценку на 3 категории
Самооценка — это не только то, что мы о себе думаем, но и то, что мы делаем или не делаем.
Заниженная самооценка
— стыд за себя, за какую-то черту личности, внешность, работу, друзей;
— чувство вины;
— ненависть к себе и регулярные оскорбления, которые вы сами обращаете в свою сторону и терпите от окружающих;
— отказ делать свою жизнь лучше и другие самонаказания;
— «мазохистический» цикл лени (я ничего не делаю — ругаю себя за это — я ничего не делаю);
— самоутверждения за счет других;
Нормальная самооценка
— понимание своих сильных и слабых сторон;
— спокойное отношение к своих недостаткам;
— то, что не нравится и поддается изменению спокойно изменяется;
— «я хорошо себя знаю и принимаю»;
— ощущение радости от себя;
— нормальное от ношение к себе реальному.
Завышенная самооценка
— вас не зовут в компании, потому что вы самый умный));
— неадекватная оценка своих возможностей;
— ограниченная возможность роста (вы и так великолепны);
— сложности в налаживании близких контактов.
5 столпов самооценки
Самооценка стоит на 5 столпах:
— Характер;
— Ум;
— Красота;
— Достижения;
— Изюминка (то, что отличает вас в лучшую сторону).
Человек может очень высоко ценить свой ум, но недооценивать красоту. И в сфере жизни, где опора идет на ум он будет более успешен, чем в том, где опора на красоту, в красоту он даже не пойдет при хорошем раскладе. Причем, его оценка не всегда совпадает с реальностью. Сколько вы видели очень красивых девушек, сводящих себя и окружающих с ума от своей недооценки внешности.
Дальше будут еще рекомендации, но на данном этапе можете оценить то, как вы относитесь к себе по это диаграмме.

Что делать?
нормальная самооценка нас не интересует, завышенная самооценка тоже, поэтому остановимся на заниженной.
Итак, что мы имеем:
— Кто-то где-то когда-то сказал, что у вас кривые ножки. Как-то это укоренилось. Теперь никому вас не переубедить в обратном. Если назвали неуклюжей — прощайте вазы.
Здесь можно поискать корень травмы. В следующий раз, когда скажете себе такую фразу — отследите чьим голосом вы себе это говорите, как выглядит этот человек, возможно, вы вспомните и ситуацию, в которой это услышали. Остановитесь и заменить оценочную фразу «вот ты неуклюжая растяпа» на «я задела стол, с которого упала ваза», смиритесь с тем, что не все нужно оценивать). Используйте это перефразирование в каждой ситуации, когда себя негативно оцениваете, особенно привычными ярлыками.
Не допускайте оскорблений в личном общении, даже в форме шуток. Зачастую это подпитывает низкую самооценку и проторенные нейронные пути к обесцениванию, стыду, вине за то, что вы такой какой есть.
— Стыд.
Если вам стыдно, что вы чуткий, а не брутальный мужик, потому что все мужики должны быть брутальными, лечите свой стыд — стыдитесь по чуть-чуть и перед теми, кто хорошо к вам относится. Убьете двух зайцев — поймете, что-то, что вы считаете стыдным не всегда такой и научитесь выдерживать стыд.
— Мазохистическая лень с чувством вины.
Запретите себе себя ругать. Подумайте в таком разрезе (сейчас будет неприятно) возможно ли, что самоедство и чувство вины заменяет действие и как бы разрешает бездействие. Вы сделали то, что считаете плохим (ничего не делали) и теперь наказываете себя чувством вины и вроде как вы квиты (Как после родительского наказания вы выходите из угла отдохнувшим и можете продолжать то же самое). Лучше завести дневник успеха и записывать туда любые успехи за день.
Запретите себе себя ругать, и вы перестанете сливать силы и сможете постепенно выходить из этого порочного круга. (Мы все помним, что нейронные тропы натоптаны и выход из привычного действительно труд, поэтому почаще себя хвалите за любое новое действие).
— Отказ делать свою жизнь лучше и другие самонаказания
Подумайте над тем, откуда у вас это. В одного или с психологом. Это может быть пример родителей, их отношение к вам или к самим себе, какая-то ваша травма. Вариантов много и не все приятные.

Кто здесь?
Со школы ребенок прикладывает свой образ к другим людям и сравнивает себя «какой я?», чтобы выстроить свою самооценку, ищет то, что нравится в других. И, вырастая, мы продолжаем сравнивать себя: " хочу быть такой и такой, и такой и чтоб научный блог, и чтоб юмористический и вообще свой нефтяной заводик». Собери эти образы вместе и получится полная ерунда, нереалистичная и нам лично чуждая.
Здоровая самооценка — это нормальное отношение к себе реальному, то есть понимание кто я реальный.
Упражнение
Как узнать себя?
Залог хорошей самооценки — систематический поиск своих плюсов и позитивных сторон по этой шкале.
Тесты. Прохождение тестов хорошо тем, что вы задаете себе вопросы, на которые вы отвечаете сразу или задумываясь. в отличие от гороскопа, где вам говорят какой вы и часто в общих чертах, здесь вы сами разговариваете с собой и узнаете себя. Интерпретации в тестах чаще всего составлены так, что они подчеркивают сильные стороны, подсвечивают слабые стороны (здесь важно понять, что человек, который гениально пишет стихи не должен и не может так же гениально укладывать плитку, странно стыдить хирурга за то, что он «безрукий» и не может поменять розетку и так далее. Если правильно применить сильные стороны, то на слабые просто не хватит места в жизни).
Тесты:
Disc — определить ведущий характер взаимодействия (склонен я к доминированию или к поддержанию баланса).
Тест Холланда — профориентационный, в целом дает понимание к чему больше склонны
Тест Кеттела — большой тест, оценивает разные шкалы независимость/ум/тревожность. Из очень большой любви к себе проходить)
Тест Кейрси — типичное поведение и личностных особенностей. В интерпретации теста подсвечены
сильные стороны и уязвимые места.
тест MBTI — тоже 16 типов, но, говорят, что других.
Эти два теста рекомендую использовать только в качестве примера того, как грамотно описать себя — склонен к тому и не склонен к этому. Не срастайтесь с определением того, какой вы, подметьте то, с какой нежностью описан каждый тип, независмо от того, что указаны и достоинства и недостатки
Тест межличностных отношений — хорош для соотнесения своего релаьного «я» и идеального «Я», а так же дает общее понимание о том, какой стиль общения ближе
Матрицы Равена — тест на логический интеллект, к самооценке имеет малое отношение, но интересно.
Красота:
Загуглите тест Кибби и описания типов фигур. Подберите то, что кажется вам близким, поизучайте. Там хорошо описаны типы и достоинства разных типов фигур. Часто в статьях совершенно разные актеры и актрисы, в которых можно найти вдохновение на эксперименты.

Достаем двойные листочки
Пишем минимум по 10 (а лучше прям 30-50) утверждений по сферам, (задание со звездочкой дополнительно и в эти 30-50 не входит, тут ограничений нет):
Красота: что мне в себе нравится, как, когда и с кем я чувствую себя красивой*
Характер: что мне в себе нравится? какой я? нравится мне быть на виду или спокойно сидеть дома?
Изюм: что во мне особенного? (вы можете ответить сами или вспомнить, что вам когда-либо говорили, если ничего не вспомните — спросите у вашего друга)
Достижения: здесь подойдут все достижения, в соответствии с вашей оценкой тогда. победой на детском конкурсе чемпионов странно гордиться во взрослом возрасте, но для того возраста это была победа, смело записывайте.
Ум: ум может быть интеллектуальным, может быть образным и креативным, вы можете придумывать сложные миры, можете придумать новый более удобный способ чистки картошки или гениально считывать эмоции. Опишите как работает ваш ум.
У меня не достижений/хороших черт?
Так не бывает. Но елси вы в это верите, то спросите у вашего друга. Так же можете спросить про то, что вам в себе не нравится и удивится ответу).
И все-таки
то всегда помогут две крутейшие техники « ну и что?» и «а зато», не стесняйтесь их использовать
Если я правда некрасивый/глупый и т. д.
Есть то, что мы можем исправить и то, что не можем исправить. Если что-то, что нам в себе не нравится поддается исправлению — по-тихоньку безэмоционально меняем, если не поддается — стараемся привыкнуть по методу экспозиции — да, я такой/такая
Конец
Блог

Мастер класс «Я и другие» и проективные методики

Oscol robotics, битва роботов и карьерный форум
